Прежде чем перейти к отзыву по двум занятиям курсантов 3го и 4го курса ГУМРФ им. адм. Макарова на тренажёре грузо-балластных операций в варианте газовоза-этиленовоза, я хочу поблагодарить разработчика специализированных систем и программного обеспечения для морской отрасли ООО ”Эволюция морских цифровых технологий”. Также расскажу о причинах обращения в компанию для проведения двух факультативных занятий для курсантов, активно интересующихся своей профессией.
Я из поколения людей, готовившихся в школе к одному пути жизни, но попавших на слом общества как раз в то время, когда мы должны были сделать первый шаг в самостоятельную жизнь. В то время подготовка профессиональных кадров осуществлялась скорее по инерции, чем целенаправленно. Лишь благодаря счастливому стечению обстоятельств и личным усилиям мне удалось найти направления, которые позволили осуществить свои мечты, близкие к тому плану, который я видел в школе.
Учёба в СПбГУВК (ныне часть ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова) была ограничена отсутствием современной техники, актуальных пособий и, что наиболее важно, практики, которая была недоступна из-за нехватки материальных ресурсов университета в те времена. Я всегда считал своим долгом следовать примеру моих дедов, которые победили в самой тяжёлой войне и смогли построить крупный флот учебно-производственных судов для будущих поколений. Это помимо так называемых учебных парусников, которые зачастую являются учебными лишь номинально из-за объективных ограничений самих судов.
К сожалению, все мои обращения в профильные министерства и организации с целью постройки хотя бы одного учебно-производственного судна не увенчались успехом и разбились как волна о волнолом. А идея была проста и эффективна для морского образования в целом: студенты-экономисты (под руководством специалистов) рассчитывают показатели постройки судна, студенты-корабелы — строят, курсанты морских специальностей - проходят практику на борту. Причём в случае единственного УПС это должно быть именно судно-газовоз с возможностью использования газа как топлива, так как такое судно наиболее универсально для подготовки на другие типы судов и является самым перспективным направлением на ближайшие несколько десятилетий.
Хочу отметить, что был приятно удивлён и благодарен руководству ГУМРФ в лице проректора Каретникова Владимира Владимировича и декана факультета Навигации и Связи Бойкова Алексея Викторовича за предоставленную возможность преподать курсантам азы газовозного дела на морском тренажере в перерыве между рейсами. И я надеюсь, что смог добавить мотивации курсантам и подсветить им некоторые пути для карьеры на флоте после окончания ВУЗа.
Особую благодарность хочу выразить Пономарёву Владимиру Валерьевичу и дружному и профессиональному коллективу компании ”Эволюция” за возможность познакомить курсантов с лучшим на сегодняшний день тренажёром грузо-балластных операций. Это безусловно обогатило их знания и понимание предмета, так как визуальная составляющая и моторика практических навыков являются важнейшими инструментами в процессе успешного обучения и освоения материала.
По просьбе “Эволюции” в качестве обратной связи для улучшения инженерно-технологического тренажёраTechCore я выделю несколько моментов. К безусловно положительным характеристикам относятся такие:
- Тренажёр сделан на базе реальных судов по рабочим построечным и эксплуатационным документам, имеет отличную визуализацию, включая реальные экраны управления грузовыми операциями в Cargo Control Room конкретного судна-примера.
- Хорошо реализованна динамика процессов (в нашем случае задача “поргузка пропана”) и внимание к деталям, включая взаимодействие с терминалом.
- Возможность демонстрации в 3D очках. Хотя на нашем примере газовоза это ещё не реализовано, но на других моделях уже работает. Это может служить очень хорошим инструментом в процессе обучения курсантов.
- Гибкость тренажера с вариативностью экранов на рабочих местах. Безусловно положительный элемент в процессе обучения.
Что бы ещё хотелось для улучшения тренажёра? Конечно есть и такие моменты, тем более, что такой тренажёр де-факто первый опыт такого уровня реализации в России. Например, полная эмуляция рабочего места старшего (грузового) помощника, включая “офф-лайн,” инструменты, такие как документы на грузовую операцию (физически или отдельный экран), варианты грузовых калькуляций и антураж Cargo Contro Room - обязательные постеры, графики и другие документы.
Суммируя все впечатления могу сказать, что тренажёр в современном виде подходит для курсов Advanced Gas после некоторой доработки. Имею ввиду, когда уже опытный помощник первый раз проходит соответствующие курсы.
Однако использование тренажёра (любого) для тестирования знаний считаю неприменимым - этого времени недостаточно для грамотной оценки знаний. В том числе и из-за плюсов тренажёра — соответствия реальным судам, т.е. для грамотной оценки знаний не хватит и тройного времени, выделенного на обучение на курсах.
С другой стороны для обучения курсантов в морских ВУЗах и ССУЗах данный тренажёр является прекрасным и грамотным инструментом. Рекомендую закупить тренажёр всем морским учебным заведениям России и активно предлагать на экспорт.
По моим субъективным оценкам применение тренажёра может на порядок - именно на порядок- улучшить качество обучения по программам, связанным с подготовкой персонала для наливного флота.
Капитан судов-газовозов
Морской суперинтендант
Инспектор по постройке газовозов
ISM / ISPS / MLC / OHSAS / ISO аудитор для судоходных компаний
Преподаватель
Челпанов Андрей Константинович