Как сконфигурировать свой технологический тренажер

20 марта 2024

Категории
Категории
  • 1 мин
  • 81

С середины 70-х годов прошлого века существовало три основных конфигурации технологических тренажёров, к которым в полной мере относится тренажёр машинного отделения (ERS):

Full Mission 

Полноразмерный тренажёр обычно располагается в нескольких помещениях, разбитых по функциональному назначению:

  1. Помещение, имитирующее центральный пост управления ЦПУ;
  2. Помещение, имитирующее машинное отделение;
  3. Кабинет инструктора (ов).

Class Room 

Конфигурация тренажёра, располагаемого в учебном классе, состав каждого индивидуального учебного места – 1 ПК + 2-3 монитора. Обычно до 12 учебных мест, но встречаются конфигурации и по 50 рабочих мест обучаемых, при этом увеличивается и количество мест инструкторов.

Однопользовательская версия тренажёра

Может устанавливаться на ноутбук или на индивидуальный ПК пользователя.

В рамках полноразмерного тренажёра всё чаще стали использовать для тренинга реальное оборудование, которое подключается к тренажёру и взаимодействует с математической моделью при этом предоставляя тренажёру свой реальный интерфейс.

Пример такого оборудования – ячейка высоковольтного автоматического выключателя. При этом высокого напряжения в ячейке нет, но все процедуры и поведение в полном объёме представлены в тренажёре благодаря глубокому математическому моделированию и интеграции ячейки с самим тренажёром.

Согласно изменяющимся международным требованиям, развивались и функции, которые выполняет традиционный тренажёр: это входящий контроль уровня обучаемого, непосредственно обучение, контроль качества обучения, автоматическое создание итогового репорта, ведение базы данных, прошедших обучение с протоколированием всех результатов вплоть до видео репорта всех стадий как тренинга, так и тестирования.

Помимо конструктивного усовершенствования технической части происходит прогресс в области методов и способов обучения. Наряду с требованиями к изучению новых механизмов, двигателей и систем, так же усовершенствуются и вводятся новые способы обучения и методы оценки полученных навыков.  

С развитием интернета и удалённых технологий всё большее внимание уделяется дистанционному обучению. При этом уже ставшие общепринятыми, обучающие программы (LMS- Learning management system), берут на себя, в преломлении к дистанционному обучению, организационные операции, такие как: регистрацию обучаемых, назначение упражнений, протоколирование, оплату и ведение базы данных обучаемых. Со стороны тренажёра потребовалось конкретизировать обучающую программу. Очень кстати появились тщательно проработанные требования к обучению – Модельные курсы 2.07, в редакции 2017 года. Таким образом стало гораздо легче формализовать подход к самому обучению и созданию обучающего контента.

Особенности современных тренажёров

С развитием трёхмерной визуализации с конца прошлого века в тренажёры стали внедряться 3D элементы, сначала как информационные объёмные объекты, затем как интерактивные объекты, сейчас это уже полностью интерактивное машинное отделение судна, в ближайшем будущем ожидается полноценное внедрение виртуальных шлемов. Подобная практика в плотную приблизила тренинг к реальному восприятию того, что происходит на судне.

С другой стороны, привело к созданию специализированного, основанного на визуальных эффектах обучающего контента, что повело развитие тренажёра по пути совершенствования графического изображения визуальных эффектов и увеличению базы самих эффектов. Например, с внедрением двигателей, работающих на СПГ, появились эффекты различного обмерзания, развивающиеся в динамике.

Всеобъемлющая автоматизация в судовой отрасли заставляет пристальное внимание уделять в тренажёрах системам автоматики, как общесудовой системе, так и автоматическим системам управления отдельными агрегатами. Особое внимание уделяется системам, имеющим связь с берегом. При этом открываются возможности обучения операторов без экипажного судна.

Следующим важным шагом в рамках интеграции тренажёров с реальными судами является сопряжение тренажёра с системой автоматики судна, что открывает следующие дополнительные возможности:

  • Проведение тренинга с получением реальных параметров с судна прямо на судне On-board training.
  • Благодаря функции ускорения времени в тренажёре появляется полезная возможность прогнозировать состояние и поведение систем в процессе долговременных сложных технологических операций. Данные возможности тренажёра уже активно используются как раз для прогноза состояния системы в процессе бункеровки СПГ на круизных судах.

На этом преимущества тренажёра в данной сфере не ограничиваются, благодаря глубокому математическому моделированию процессов, машин и механизмов и связи с реальной системой автоматики имеется возможность анализировать степень износа того или иного оборудования.  

Таким образом глубокая интеграция тренажёра в судовую систему автоматики позволяет проводить всестороннее диагностирование работы всех механизмов, прогнозируя поломку того или иного механизма за долго до её проявления.